Этот сайт сделан для настоящих падонков.
Те, кому не нравяцца слова ХУЙ и ПИЗДА, могут идти нахуй.
Остальные пруцца!

Dr. Lizard :: Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля 2006 - «Ветер, который качает вереск…»
И так, лэйдиз энд джентельменс, для тех, кто не в курсе или по каким-то причинам остался на бронепоезде.

5 октября в Москве стартовал ежегодный фестиваль «Новое Британское Кино». 11-го октября, после семидневного кино-марафона, состоялось его торжественное закрытие. Стоит заметить, что по сравнению с предыдущими годами он приобрел заметную популярность среди российских зрителей, привлек широкое внимание прессы и общественности. Да и публика стала собираться на удивление разношерстная. Здесь и простые сетевые дрочеры типа меня, деятели культуры, известные телеведущие, журналисты, кинематографисты, просто те, кто увлекается кино, молодые пожилые и зрелые. Причем всегда приятно лицезреть адекватных людей, которые не жрут в зале попкорн и не рыгают пивом во время сеанса. Хы-хы-хы
По традиции британские киношники привезли для показа фильмы, которые еще не успели поступить в наш прокат. Одна из целей этого фестиваля – служить лакмусовым индикатором. По реакции зрителей можно довольно четко определить - увенчается ли прокат той или иной картины коммерческим успехом. Поэтому, как повелось, британцы везут с собой лучшие ленты, отснятые за этот год.

Лично для меня он представляет собой больший интерес с точки зрения искусства. Ибо британцы в искусстве, как всегда, впереди планеты всей. В том числе и в кино, поэтому очень интересно следить за последними веяниями кинематографа именно на таких фестивалях.
Хотя, честно говоря, программа меня немного удивила.  Замечено, что одной из самых актуальных тем в современном британском кино последнее время стали ленты, рассказывающие о «музыкальной волне» туманного Альбиона: «В ДУРМАНЕ – история группы Rolling Stones, БРАТЬЯ ПО РОКУ - лента рассказывающая о мифической панк-группе The Bang-Bang». Честно говоря, они скорее рассчитаны на зрителя внутри страны, нежели за ее пределами. Хотя, думаю, и многих соотечественников тоже заинтересовала бы эта тематика.
Но лично меня больше всего привлекла картина «Ветер, который качает вереск», отхватившая на Каннском фестивале 2006 главный приз – «золотую пальмовую ветвь». А это, согласитесь, вторая по значимости кино-премия после голливудского «Оскара». Именно на этом фестивале состоялась ее первая российская премьера.
Так что же это за шедевр, удостоившийся столь почетной награды?

1

Начну по порядку.
Автором данной картины является небезызвестный британский режиссер Кен Лоуч, начавший свою карьеру еще в далеком 67-м, и принадлежащий к уходящему поколению социальных реалистов. Его актеры не читают заранее сценарий и, приступая к съемкам, понятия не имеют, что ждет героев в финале. Снявший с десяток весьма неплохих фильмов (Земля и свобода, Билет на поезд, Рифф-Рафф, Земля отцов, и др.), но еще ни разу не державший в руках каннское золото.

Лента представляет собой реставрацию событий первой четверти 20-го века, когда Ирландия активно боролась за независимость от Британской короны. Подстегиваемые голодом, безработицей и зверствами британских солдат, ирландцы, доведенные до черты, вновь и вновь берут в руки оружие для того, чтобы освободиться от влияния империи. Именно в это время тысячи жителей «лазурного острова» покидают свои дома и отправляются в США в поисках лучшей жизни. Свирепствующий голод и разруха уносят тысячи жизней. Сложно поверить, что эта одна из горьких страниц ныне благополучной и сытой Ирландии.

2

Стоит отдать должное Лоучу, историческая атмосфера того времени воссоздана, с присущей британцам, филигранной точностью. Великолепные костюмы, декорации и живописные ирландские пейзажи сразу погружают зрителя в атмосферу 20-х годов.
На фоне всех этих событий разворачивается военная драма. Довольно жестокая и бескомпромиссная, главные герои которой – двое братьев О’ Доннаван, священник и сельский врач. После убийства британскими солдатами одного из членов их семьи они бросают свои привычные занятия и берутся за оружие, чтобы отстоять свою независимость. После долгой, кровавой борьбы, сотен потерянных бойцов, пыток в тюрьмах, расстрелов и предательств, все же наступает долгожданный момент, когда вроде бы в воздухе запахло свободой. Империя согласна предоставить Ирландии независимость в качестве своего доминиона. Но как показывает история, это еще не конец эпопеи.

3

Генерал Монтгомери, прославившийся своими жестокими действиями в Корке, говорил: «Дайте ирландцам хотя бы номинальную свободу, и они сами утопят друг друга в крови!» Впереди страну ждет еще более страшное испытание – гражданская война. Ирландцы станут убивать ирландцев, и брат поднимет руку на брата.
Все эти события как цветная историческая хроника, воссозданная режиссером, прокручивается перед глазами зрителя, заставляя ощутить себя сопричастным к тому, что твориться на экране.
Нужно отдать должное Лоучу в том, что он умеет абсолютно легко и просто доносить главную мысль своего произведения до сознания зрителей. Лично у меня, с самого начала просмотра картины возникли совершенно определенные ассоциации. А вот что говорил сам Лоуч по этому поводу: «Мой фильм не только об ирландской войне. К сожалению, имперские войны происходили и происходят до сих пор во всех концах света. Я не должен напоминать вам, где воют британские войска сегодня...»
Через реставрацию событий 20-х годов, режиссер пытается показать зрителю,  что собой представляет любая имперская война и это удается ему очень даже неплохо. Ибо наличие довольно жестоких и кровавых сцен пыток, расстрелов и убийств абсолютно точно дают понять, что любая война – это прежде всего ужас, а гражданская война – это ужас в двойне.

4

Так, а теперь, попробуем абстрагироваться от тематики фильма и взглянуть на него глазами критика, все же это не обычный фильм, а самый настоящий Каннский призер.

Замечу, что главную роль в фильме сыграл молодой и талантливый Киллиан Мерфи, снимавшийся до этого в таких фильмах как: «Бэтмен: Начало», «Завтрак на Плутоне» и «28 дней спустя».
Мерфи сам по происхождению является ирландцем, поэтому более подходящего актера на эту роль сложно было подобрать. Да и со своей задачей справился он просто отлично. Вообще все актеры настолько вжились в роли, что похожи на реальных персонажей того времени. Тут видимо сказывается профессионализм знаменитой британской школы.

5

К великолепной игре актеров можно смело приплюсовывать замечательное музыкальное сопровождение, состоящее из ирландских народных песен и фольклора, придающий картине великолепный национальный колорит. Кстати в названии фильма лежит ирландская песня «Ветер, который качает вереск…», как гимн национальной гордости.

Кроме этих аспектов стоит заметить еще и великолепные декорации, не какие-нибудь голливудские павильонные пейзажи из папье-маше, а настоящие, воссозданные с невероятной точностью и детальностью.

6

Но, как говориться, в любой бочке меда должна быть ложка дегтя. В этом фильме, лично мне, эта ложка дегтя показалась целым черпаком и сразу бросилась в глаза.
При всей своей технически безупречной сущности, фильм не производит должного впечатления, которое по идее должен был производить на зрителя. Что-то все-таки ускользнуло от глаз скрупулезных британцев.
Лично я пришел к выводу, что все дело в невероятном количестве клише, штампов и просто таки бронебойно линейной сюжетной линии. В каждом предыдущем кадре уже становиться ясно, что произойдет в следующем. Да и большинство ключевых сцен, оставляют впечатление, что они сыграны лишь наполовину, не до конца, не использован весь заложенный в них потенциал.
Тут, думаю, причина в том, что Лоуч, являясь подданным ее величества, максимально пытался соблюсти политкорректность, чтобы его фильм не дай бог не был воспринят, как разжигание розни. В итоге эта серединчатость и привела к тому, что большинство сцен в нем являются такими же и попросту утратили свою силу.
Это конечно не могло не сказаться  на общем впечатлении от просмотренного. Именно поэтому у меня сразу же возникли сомнения по поводу верности решения судей в Каннах. При всех достоинствах этой ленты, она имеет слишком простой, предсказуемый и наполненный штампами сюжет. Но, как говориться: «Жираф большой ему видней».

Смотреть или не смотреть данную ленту это уже решать вам, но на фоне всей той «шляпы», которую крутят в российских кинотеатрах, она, бесспорно, заслуживает пристального внимания.

Да, кстати, для тех, кому интересно. С 12-го числа, картина уже поступила в российский прокат, и будет активно крутиться в отечественных кинотеатрах, так что посмотреть ее смогут любые желающие.

May the force be with you, brothers! (c) J. Lukas

Best, Dr. Lizard
(c) udaff.com    источник: http://udaff.com/view_listen/movie/62184.html